Результаты мониторинга потребительских цен
Результаты мониторинга потребительских цен по 30 видам продуктов питания за 2014-2015 гг. и рекурсивное прогнозирование их динамики на 1 квартал 2015 года представлены на следующих графиках.
Рекурсивное прогнозирование является эффективным инструментом мониторинга цен, так как позволяет уже на начальном этапе обработки данных определить формирующуюся тенденцию розничных цен на рынке, выявить периоды смены моделей данных, оценить их качество и указать направления совершенствования применяемых моделей данных для более точного прогнозирования.

График 1 - динамика цен на 30 видов продуктов питания за период наблюдения с 13.01.2014 г. по 26.01.2015 г. На этом графике представлена общая картина изменения цен за указанный период. На графике прослеживается устойчивая тенденция роста цен за весь период наблюдения. Видно, что в верхней ценовой группе (150-300 руб/кг) рост цен начался уже во втором квартале 2014 года. В средней ценовой группе (50-150 руб/кг) рост цен становится заметным, начиная с третьего квартала. И, наконец, в нижней ценовой группе (8-50 руб/кг) быстрый рост цен начинается с четвертого квартала 2014 года.
График 2 – динамика цен в наглядной форме в виде 3D-поверхности.
График 3 – цены, нормированные на свои значения в начальный период, т.е. на 13.01.2014 г. Нормирование наглядно показывает, что имеется ряд продуктов (морковь, капуста, лук, картофель, яйца куриные, крупа гречневая, сахар песок, рис шлифованный), рост цен на которые является аномально высоким (150% - 240% по отношению к значениям на 13.01.2014 г.). Для учета вклада данной группы продуктов была применена робастная (помехоустойчивая) процедура коррекции выбросов на основе М-оценок Хубера
График 4 – цены, нормированные на свои значения в начальный период (13.01.2014 г.). Скорректированы цены продуктов, рост цен на которые является аномально высоким. Это необходимо для повышения точности и надежности прогноза динамики цен основной группы продуктов.
График 5 – 3D-поверхность нормированных цен по всем продуктам, включая продукты с аномально высоким ростом цен. График дает наглядное представление об общем росте цен к концу 2014 года и наличии ряда продуктов, рост цен на которые вызван внеэкономическими причинами
График 6 – график прогноза на 1 квартал 2015 года по отношению к последним из официальных данных, т.е. правее вертикальной пунктирной линии. Красная линия - это прогноз по оптимистическому сценарию, который предполагает 25% рост среднего уровня цен по всем продуктам. Синяя линия - прогноз по пессимистическому сценарию, который предполагает 40-45% рост среднего уровня цен по отношению к соответствующему периоду прошлого 2014 года.

Следует отметить, что по данным Росстата уровень инфляции на начало 2015 года в РФ составил 11,5%, а средний рост цен на продовольственные товары 15%. Замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев в конце 2014 года заявил, что пик инфляции ожидается в марте-апреле 2015 года, когда она может достичь 15-17% в годовом выражении. Следовательно, нижняя граница роста потребительских цен в годовом выражении может достигнуть уровня 22%. Это предположение Минэкономразвития хорошо согласуется с представленными выше результатами мониторинга и рекурсивного прогнозирования динамики цен для Саратовской области.
График потребительских цен
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 1

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 1 >
График потребительских цен
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 2

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 2 >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 3

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 3 >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 4

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 4 >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 5

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 5 >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 6

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 6 >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 7

< >
X

Результаты мониторинга потребительских цен Фото 8

< Результаты мониторинга потребительских цен Фото 8 >