Участников заседания Общественного совета поприветствовал глава Минобрнауки Валерий Фальков. Мероприятие прошло под председательством научного руководителя Института всеобщей истории РАН, академика Александра Чубарьяна.
Открывая заседание, Валерий Фальков поблагодарил членов совета и Александра Чубарьяна за неизменно содержательное обсуждение важных вопросов развития высшего образования.
Первой темой обсуждения стало обучение иностранных студентов в российских университетах.
Замглавы Минобрнауки Константин Могилевский рассказал о проделанной работе по повышению качества набора иностранных абитуриентов и их подготовки в 2025 году.
Так, введена грантовая поддержка талантливых иностранных обучающихся, включающая оплату транспортных расходов, проживания, медицинской страховки и ежемесячную выплату. Отбор происходит среди победителей и призеров Международной олимпиады «Open Doors».
Отдельно определены подходы к анализу олимпиад, проводимых российскими вузами для отбора кандидатов, желающих обучаться по квоте Правительства РФ.
Впервые с этого года введен обязательный экзамен по русскому языку для всех иностранных абитуриентов, поступающих на русскоязычные программы. В целях стандартизации данного экзамена по всей России Минобрнауки разрабатывает соответствующие методические рекомендации.
Завершается формирование ранжированного перечня рекрутинговых агентств, в который войдут и российские, и зарубежные агентства. Планируется, что в скором времени вузы будут работать только с агентствами, включенными в этот перечень.
Совершенствуются инструменты учета иностранных студентов. Обновляется система для распределения квот. В 2026 году для иностранных абитуриентов станет доступным Суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Те, у кого нет регистрации на «Госуслугах», смогут подавать заявление на поступление после получения цифрового идентификатора в приложении «ruID». Этот идентификатор ляжет в основу цифрового профиля иностранного студента, который разрабатывается по поручению Президента России.
Также ведется работа по сохранению и укреплению связей с иностранными выпускниками. В этом году в Москве прошел Форум представителей ассоциаций выпускников российских и советских вузов. На следующий год он пройдет в расширенном составе. Важно, что многие выдающиеся выпускники могут быть рассмотрены в качестве Послов российского образования и науки. За два года эти почетные звания присвоены 24 гражданам из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки.
Отметим, сегодня в России обучается 402 тыс. иностранных студентов из 185 государств мира. Это на 7 тыс. человек больше, чем годом ранее. При этом в первом квартале 2026 года эта цифра увеличится, так как весной пройдут зачисления по программам аспирантуры. По поручению Президента России к 2030 году контингент иностранных обучающихся должен увеличиться до 500 тыс. человек.
Второй темой Общественного совета стало развитие инклюзивного высшего образования. Как отметила замглавы Минобрнауки Ольга Петрова, главная цель этой работы — формирование и внедрение к 2030 году инклюзивной культуры во всех университетах страны.
В настоящее время на базе вузов работают 25 ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также на базе трех совместных Славянских университетов в Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Всего сеть объединяет 685 университетов.
Отдельно участники рассмотрели итоги работы по обеспечению условий для обучения участников специальной военной операции. С 2024 года благодаря совместной работе Минобрнауки и Фонда«Защитники Отечества» функционирует электронная база, где участник СВО может указать, на какое направление подготовки он хочет поступить, а далее специалисты помогают ему подобрать университет и программу.
Сеть РУМЦ готова к индивидуальному образовательному сопровождению каждого бойца спецоперации.
По этому направлению работы также второй год реализуется федпроект «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Сейчас в нем участвуют шесть регионов: Вологодская, Нижегородская, Новосибирская, Сахалинская, Ростовская области и Ставропольский край. В 2026 году к проекту подключатся еще три субъекта: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область.
Результатом проекта должна стать модель образовательного маршрута и дальнейшего трудоустройства, а также ее тиражирование на другие субъекты РФ.
По итогам заседания Александр Чубарьян выразил благодарность коллегам за конструктивную работу в 2025 году по линии высшего образования и отметил, что в будущем году работа Совета должна также включить рассмотрение актуальных задач научной сферы. В январе состоится заседание, посвященное плану работы на 2026 год.
Минобрнауки
Открывая заседание, Валерий Фальков поблагодарил членов совета и Александра Чубарьяна за неизменно содержательное обсуждение важных вопросов развития высшего образования.
Первой темой обсуждения стало обучение иностранных студентов в российских университетах.
Замглавы Минобрнауки Константин Могилевский рассказал о проделанной работе по повышению качества набора иностранных абитуриентов и их подготовки в 2025 году.
Так, введена грантовая поддержка талантливых иностранных обучающихся, включающая оплату транспортных расходов, проживания, медицинской страховки и ежемесячную выплату. Отбор происходит среди победителей и призеров Международной олимпиады «Open Doors».
Отдельно определены подходы к анализу олимпиад, проводимых российскими вузами для отбора кандидатов, желающих обучаться по квоте Правительства РФ.
Впервые с этого года введен обязательный экзамен по русскому языку для всех иностранных абитуриентов, поступающих на русскоязычные программы. В целях стандартизации данного экзамена по всей России Минобрнауки разрабатывает соответствующие методические рекомендации.
Завершается формирование ранжированного перечня рекрутинговых агентств, в который войдут и российские, и зарубежные агентства. Планируется, что в скором времени вузы будут работать только с агентствами, включенными в этот перечень.
Совершенствуются инструменты учета иностранных студентов. Обновляется система для распределения квот. В 2026 году для иностранных абитуриентов станет доступным Суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Те, у кого нет регистрации на «Госуслугах», смогут подавать заявление на поступление после получения цифрового идентификатора в приложении «ruID». Этот идентификатор ляжет в основу цифрового профиля иностранного студента, который разрабатывается по поручению Президента России.
Также ведется работа по сохранению и укреплению связей с иностранными выпускниками. В этом году в Москве прошел Форум представителей ассоциаций выпускников российских и советских вузов. На следующий год он пройдет в расширенном составе. Важно, что многие выдающиеся выпускники могут быть рассмотрены в качестве Послов российского образования и науки. За два года эти почетные звания присвоены 24 гражданам из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки.
Отметим, сегодня в России обучается 402 тыс. иностранных студентов из 185 государств мира. Это на 7 тыс. человек больше, чем годом ранее. При этом в первом квартале 2026 года эта цифра увеличится, так как весной пройдут зачисления по программам аспирантуры. По поручению Президента России к 2030 году контингент иностранных обучающихся должен увеличиться до 500 тыс. человек.
Второй темой Общественного совета стало развитие инклюзивного высшего образования. Как отметила замглавы Минобрнауки Ольга Петрова, главная цель этой работы — формирование и внедрение к 2030 году инклюзивной культуры во всех университетах страны.
В настоящее время на базе вузов работают 25 ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) по обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также на базе трех совместных Славянских университетов в Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Всего сеть объединяет 685 университетов.
Отдельно участники рассмотрели итоги работы по обеспечению условий для обучения участников специальной военной операции. С 2024 года благодаря совместной работе Минобрнауки и Фонда«Защитники Отечества» функционирует электронная база, где участник СВО может указать, на какое направление подготовки он хочет поступить, а далее специалисты помогают ему подобрать университет и программу.
Сеть РУМЦ готова к индивидуальному образовательному сопровождению каждого бойца спецоперации.
По этому направлению работы также второй год реализуется федпроект «Формирование системы образовательного маршрута для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства». Сейчас в нем участвуют шесть регионов: Вологодская, Нижегородская, Новосибирская, Сахалинская, Ростовская области и Ставропольский край. В 2026 году к проекту подключатся еще три субъекта: Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область.
Результатом проекта должна стать модель образовательного маршрута и дальнейшего трудоустройства, а также ее тиражирование на другие субъекты РФ.
По итогам заседания Александр Чубарьян выразил благодарность коллегам за конструктивную работу в 2025 году по линии высшего образования и отметил, что в будущем году работа Совета должна также включить рассмотрение актуальных задач научной сферы. В январе состоится заседание, посвященное плану работы на 2026 год.
Минобрнауки