Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток

10 апреля 2024 года на базе кафедры «Ботаника и экология» агрономического факультета Вавиловского университета (УК № 1) состоялся мастер-класс «Изучение влияние pH на окраску пигментов клеточного сока для контроля состояния растений». Мероприятие прошло согласно плану проведения мастер-классов и профориентационных мероприятий с обучающимися ГАОУ СО «Лицей-интернат 64»

Цель мастер-класса заключалась в формировании первичных навыков анализа состояния растений (продуценты в большинстве экосистем Земли) биохимическими методами.

Участниками мероприятия стали обучающиеся 10 «Б» класса направления «Биотехнология» в сопровождении классного руководителя Елены Колешко.

Работа проводилась в несколько этапов. Сначала ребята разобрали теоретический материал, посвященный признакам растений как автотрофам и вторичному обмену, продуктами которого являются органические соединения, разнообразные по строению и комплексу функций, выполняемых в растительном организме. Особое внимание уделили фенольным соединениям и алкалоидам, к которым и относятся пигменты клеточного сока.

На втором этапе было проведено исследование изменения окраски готовых водных вытяжек, полученных из тканей корнеплода столовой свеклы, листьев кочана капусты кочанной, плодов аронии черноплодной, цветков живокости полевой, под действием 3% раствора лимонной кислоты и 1% раствора гидроксида натрия. Данные занесли в таблицу, указали названия пигментов. Это были: бетацианин, флавон, антоцианы, в частности, дельфинидин.

Затем школьники самостоятельно выделили пигменты из плодов кактуса маммиллярии побегоносной, цветков сенполии фиалкоцветной, плодов смородины черной и кизила обыкновенного, исследовали изменение окраски пигментов под действием растворов кислоты и щелочи, используя таблицу, заполненную ранее, определили их названия.

Удивительным показалось то, что окраску корнеплода свеклы и плода маммиллярии обуславливает один и тот же пигмент – бетацианин, а в лепестках цветков живокости и сенполии находится антоциан дельфинидин.

Преподаватели надеются, что данное мероприятие мотивирует обучающихся на изучение спектра возможностей применения продуктов вторичного обмена в различных областях, например, для выявления особенностей действия на растения экологических факторов.

X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 1

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 1 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 2

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 2 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 3

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 3 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 4

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 4 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 5

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 5 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 6

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 6 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 7

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 7 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 8

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 8 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 9

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 9 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 10

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 10 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 11

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 11 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 12

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 12 >
X

Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 13

< Лицеисты узнали о влиянии pH на окраску пигментов клеток Фото 13 >