23 апреля 2025 года в рамках Деловой программы III Регионального чемпионата Высоких технологий в Саратовской области на базе Пугачевского гидромелиоративного техникума имени В.И. Чапаева – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова», преподавателем Болдумак Е.В. проведена профориентационная лекция по предметам общеобразовательного цикла для обучающихся 1 курсов.
Поскольку мир постоянно развивается и усложняется, появляются новые специальности и профессии, становятся востребованными новые компетенции, а полученные ранее знания и умения быстро устаревают, одной из важнейших задач современного образования становится формирование универсальных учебных действий (универсальных компетенций). Акцент смещается с передачи конкретной, узконаправленной информации на развитие у обучающихся готовности и способности эту информацию самостоятельно искать и далее применять в соответствии со стоящими перед ними учебными, профессиональными и жизненными задачами, а также способности критически эту информацию осмыслять, творчески перерабатывать и дополнять, участвовать в продуцировании нового знания.
Речь шла о формировании у обучающихся специфического навыка - готовности и способности к самоусложнению (развиваться всю жизнь, учитывая происходящие изменения), осознание ответственности и появления активной, субъектной позиции по отношению к себе, образовательному процессу, жизни в целом.
Многообразие выбора профессий и специальностей, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лишь небольшая часть тех факторов, побуждающих образовательные учреждения уделять все более пристальное внимание вопросам профориентации.
Роль профессионального сопровождения молодежи в вопросах образования и трудоустройства возрастает, начиная с момента выбора профиля обучения и заканчивая помощью при выборе работы и реализации полученного образования в сложившихся экономических условиях конкретного региона.
В филиале отработаны механизмы по проведению таких традиционных форм профориентационной деятельности, как:
- использование газетных публикации и других средств массовой информации города и района для информирования учащихся выпускных классов о состоянии рынка труда и т.п.;
- выпуск брошюр и буклетов;
- проведение традиционных дней открытых дверей с привлечением социальных партнеров, профориентационных экскурсий, проб
- организация презентаций в школах о реализуемых специальностях;
- работа амбассадоров ФП «Профессионалитет» в мероприятиях по профориентационной агитации;
- организация и проведение совместных внеклассных мероприятий на базе филиала и школ района по профессиональной ориентации;
- проведение профконсультаций, тестирования с целью определения профессиональной ориентации учащихся и т.п.