«…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»
Платон
Воспитательная работа обучающихся является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалиста. Из стен ВУЗа должен выходить не только обученный, но и воспитанный, иначе его нельзя назвать образованным.
Организация воспитательной работы на кафедре осуществляется в соответствии с Единым планом воспитательной работы университета, планом воспитательной работы факультета экономики и менеджмента, планом работы студенческого совета факультета.
Воспитательная работа на кафедре «Экономическая кибернетика» осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины. Преподаватели широко используют современные технологии обучения, (деловые игры, дискуссии, дебаты, проблемные ситуации, диалог и многое другое), что усиливает познавательную мотивацию обучающихся, создает предпосылки для проявления активности, самостоятельности, творчества. А также на занятиях проводятся беседы на патриотические, нравственно-эстетические темы.
Процесс воспитательной работы осуществляется с использованием различных форм организации, как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.
Обучающимся факультета экономики и менеджмента ежегодно проводятся лекции на темы: «Компьютерные игры: польза или вред?» «Облачные технологии в жизни современного студента», «Организация рабочего дня студента на основе сервера «Google –календаря».
Олимпиада-состязание обучающихся, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области изучаемой дисциплины. Она выступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним студентов, сама работа носит исследовательский характер. Ценность олимпиадной формы заключается не только в результате, но и в самом процессе, субъекты создают, творят, развивают воображение, развивается духовная культура и интеллект. Отличительными особенностями обучения олимпиадной формы являются: отсутствие жестких временных рамок, которое позволяет студенту двигаться вперед в соответствии со своими способностями; сочетание направленного обучения и самообразования. Среди обучающихся всех факультетов, а также учащихся ФТК проводятся олимпиады по дисциплинам «Информатика» и «Статистика».
Процесс воспитательной работы осуществляется с использованием различных форм организации, как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.
Воспитательная работа в общежитии – предмет особой заботы всего профессорско-преподавательского коллектива кафедры и самих обучающихся. Главная особенность воспитательной работы в общежитии – опора на студенческий актив, организация студенческого самоуправления. Ежегодно преподавателями кафедры проводится мероприятие «Неделя кафедры в общежитии» на различные темы. Целью данного мероприятия познакомить студентов с преподавателями кафедры, историей кафедры и создать комфортные условия для усвоения общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплинам кафедры. Обучающиеся младших курсов узнают о дисциплинах кафедры. Это мероприятие представляет собой замечательную возможность для студентов разных курсов пообщаться в неформальной обстановке между собой и с преподавателями. На данном мероприятии организуются творческие и интеллектуальные конкурсы: «Брэйн ринг», сценические миниатюры и т.д. Обучающиеся принимающие активное участие в конкурсах по завершении мероприятия награждаются призами: кондитерскими изделиями, канцелярскими товарами и грамотами.
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.Она осуществляется постоянно и проявляется в форме взаимодействия сотрудников ВУЗа со студентами, как в процессе учебной работы, так и во время внеадуторных занятий.
Человека, имеющего высшее образование, характеризует, в первую очередь, степень интеллекта. Однако в это понятие следует вкладывать не только багаж знаний, полученный за время обучения в вузе и уровень профессиональной компетенции, но и наличие степени самообладания, толерантности, и прочих качеств, характеризующих культуру личности. Все это позволяет проявить умение принимать верные решения, особенно в нестандартных ситуациях, что является важным для будущих специалистов.
Ввиду этого, проведение работы воспитательного характера является достаточно сложным процессом, требующим большой степени самоотдачи и постоянной работы над самосовершенствованием. Теоретические аспекты определенного направления воспитания личности должны не только вызывать интерес со стороны воспитанников (студентов), побуждать их к некоторым действиям (либо бездействиям), но и быть подкрепленные определенным опытом. Если преподаватель, осуществляющий воспитательный процесс, не подтверждает теоретические тезисы, провозглашенные им в адрес студентов, личным примером, то проведенная работа воспитательного характера никогда не будет плодотворной.
Цель воспитательной работы:
обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности обучающегося в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности.
Способ достижения цели:
профессионально-психологическое формирование личности будущего специалиста, имеющего высокий морально-этический уровень и умеющего управлять своим интеллектуальным потенциалом при решении практических задач в области экономики и управления.
Концепция воспитательной работы:
открытость воспитательной работы; ценностно–ориентированный подход к построению воспитательной работы; стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.
Направления воспитательной работы:
основное влияние на формирование личности будущего специалиста оказывается в ходе учебного процесса при обучении профессиональным навыкам, дополнительное влияние необходимо оказывать во внеучебное время через организованные при кафедре научные студенческие кружки, содействие активам учебных групп в проведении досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий и посещения общежитий.
Формы воспитательной работы:
коллективные и индивидуальные мероприятия с обучающимися, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.
Задачи воспитательной работы
Формирование у обучающихся отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.
Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:
· удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;
· формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
· формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
Воспитание толерантности:
· формирование позитивного морального климата в учебных группах на основе признания равной значимости всех членов коллектива, уважения убеждений других лиц и их действий;
· поощрение стремления более сильных студентов оказывать помощь коллегам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым;
· предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами в учебных группах;
· своевременное выявление неформальных "агрессивных" лидеров и публичное осуждение попыток унижения или подавления личностей с их стороны.
На кафедре воспитательная работа осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины, куратором – в индивидуальном порядке, а также во время «кураторских часов», которые проводятся ежемесячно (или чаще, в случае необходимости) для выявления проблем студентов и их своевременного разрешения.
Система воспитательной работы на кафедре предусматривает:
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
1. В университете получают развитие такие формы патриотического воспитания, как проведение мероприятий, посвященных памятным датам и государственным праздникам, участие в торжествах, посвященных празднованию Дня победы, Дня космонавтики и др. Ежегодно 9 мая студенты с кураторами посещают музей Боевой славы и возлагают цветы к вечному огню. Традиционно чествование ветеранов, участников Великой отечественной войны и локальных войн, встречи за круглым столом. Такие встречи становятся доброй традицией и оставляют глубокий след в душе каждого участника. В их организации помогает совет ветеранов университета, в работе которого одной из задач является преемственность поколений. Живое общение с ветеранами войны помогает студентам лучше понять историю, услышать правду о войне.
2. Кураторы организуют походы в театр, приурочивая их к важным датам. Также проводятся беседы по этике и воспитанию обучающихся.
Научно-исследовательская работа.
Это приоритетное направление воспитательной работы кафедры осуществляется с целью приобщить студентов к существующей научной школе. Обучающиеся, особенно студенты 3-4 курсов, принимают активное участие в научной жизни кафедры, публикуют тезисы и статьи, выступают на научно-практических конференциях. На кафедре организован научный кружок под руководством доцента кафедры Волковой Т.С., в состав которого входят студенты 3-4 курсов.