
Программа TEMPUS
Программа Tempus является одной из нескольких программ Европейского Сообщества, предназначенных для оказания помощи процессу социального и экономического преобразования и/или развития в странах-партнерах. В центре внимания программы Tempus - совершенствование систем высшего образования в этих странах через взаимодействие с учреждениями из стран-членов Европейского Сообщества. В основе программы лежит осознание того, что высшие учебные заведения играют особо важную роль в процессе социального и экономического перехода, а также культурного развития; что они также являются резервом специализированных знаний и людских ресурсов.
TEMPUS в СГАУ им Н.И.Вавилова
СГАУ им Н.И.Вавилова с 2001 по 2007гг. принимал участие в реализации двух проектов поддержанных программой Tempus: "Подготовка учебных программ по защите земельных и водных ресурсов с использованием информационных и коммуникационных технологий" (ТЕМПУС-ТАСИС (CD_JEP-21051-2000 (SWARP-ICT))) и “Распространение системы гарантии качества обучения в Российских университетах” (TEMPUS CM SCM – T031B05 – 2005 DISRUS).
Проект ” Подготовка учебных программ по защите земельных и водных ресурсов с использованием информационных и коммуникационных технологий ”
Координатор проекта в СГАУ: Затинацкий С.В.
Срок реализации: Начало проекта – 15 марта 2001 года
Окончание проекта – 15 марта 2004 года
Координатор проекта с российской стороны - профессор кафедры гидрологии, гидрометрии и регулирования стока Московского государственного университета природообустройства д.б.н., к.т.н. А.М. Зейлигер.
Международный контрактор проекта – менеджер международных программ университета Вагенинген Э.Виетсма (Нидерланды).
12 преподавателей СГАУ (в основном сотрудники факультета «Природообустройство»), участвовали в проекте, прошли обучение и переобучение современным информационным и коммуникационным технологиям в МГУП, для них с участием зарубежных специалистов было проведено шесть тренинг курсов.
Консорциум проекта:
- Три Российских университета (Московский государственный университет природообустройства - МГУП, Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова - СГАУ, Государственный университет землеустройства - ГУЗ);
- Четыре университета из четырех стран Европейского сообщества (Университет Вагенинген (Нидерланды) – контрактор проекта, Бранденбургский технический университет г. Коттбус (Германия), Университет аграрных наук г. Вена (Австрия), Национальная школа дорог и мостов (Франция));
- Два неевропейских университета (Мэрилендский университет (США), Университет ДИКИН (Австралия));
- Девять российских учреждений различного профиля (Департамент кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, Департамент водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ, Департамент мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйства РФ, Саратовский областной комитет природных ресурсов, Московско-Окское бассейновое управление, Учебно-методическое объединение по направлению природообустройство, Государственное Российское предприятие институт мониторинга Земли – РОСИМЗ, Государственный исследовательский институт водных ресурсов, мелиорации и окружающей среды– СОЮЗВОДПРОЕКТ, Волга Лтд);
- Два индивидуальных эксперта из стран центральной и восточной Европы, ранее возглавлявшие проекты Tempus (Душан Хушка, Словацкий аграрный университет г. Нитра (Словакия), Стефан Игнар, Варшавский аграрный университет, (Польша)).
Основная цель проекта состояла в разработке учебных программ по обучению студентов-магистров глубокому и эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий для использования холлистического подхода с целью устойчивого развития почвенных и водных ресурсов в России и в других странах.
В течение периода работы проекта преподавателями трех российских университетов разработаны учебные программы и подготовлены методические и учебные пособия, а также лабораторные компьютерные курсы по 12ти новым дисциплинам. В основном эти новые дисциплины ориентированы на обучение использованию разнообразных информационных и коммуникационных технологий полевого и дистанционного сбора данных, обработки информации и управления информационными потоками в задачах управления почвенными и водными ресурсами на основе базовых знаний, полученных ранее на уровне бакалавриата. Наработанные материалы предназначены для совместного использования при обучении по трем создаваемым новым учебным магистерским программам. В рамках проекта были созданы Московский и Саратовский региональные центры «Гидроинформатики».
Проект ” Распространение системы гарантии качества обучения в Российских университетах ”
Координатор проекта в СГАУ: Туктаров Б.И.
Срок реализации: май 2006г. – декабрь 2007г.
Консорциум проекта:
- Восемь Российских университетов (Государственный университет землеустройства (Москва), Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Алтайский государственный аграрный университет, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия, Красноярский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Омский государственный аграрный университет, Воронежский государственный аграрный университет) и министерство образования РФ.
- Четыре университета из четырех стран Европейского сообщества (Варшавский аграрный университет (Польша), Университет Вагенинген (Нидерланды), Польский государственный аккредитационный комитет, Университет сельскохозяйственных культур (Австрия)).
Основной целью проекта являлось построение и распространение системы гарантии качества в российских университетах.
В рамках проекта были организованы семинары и курсы по внедрению системы гарантии качества. Была организована стажировка по изучению опыта внедрения системы гарантии качества в европейских университетах.
TEMPUS в СГАУ им Н.И.Вавилова сегодня
Проект ”ENAGRA”
Координатор проекта в СГАУ: Камышова Г.Н.
Срок реализации: январь 2010г. – декабрь 2012г.
Международный координатор проекта: профессор Стефан Игнар (Варшавский университет наук о жизни)
Консорциум проекта:
- Два Российских университета (Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия), министерство образования и науки и министерство природных ресурсов республики Бурятия.
- Два Украинских университета (Национальный университет биоресурсов и природопользования г. Киев, Львовский национальный аграрный университет), министерство образования и науки, министерство сельского хозяйства и министерство природных ресурсов Украины.
- Университеты из стран Европейского сообщества (Варшавский аграрный университет (Польша), Университет Гента (Бельгия), Университет сельскохозяйственных культур (Австрия), Университет EDUTER г. Дижон (Франция), Университет Лейды (Испания)), ассоциация европейских университетов, европейская сеть международных офисов.
Целью проекта ENAGRA является модернизация учебных планов в четырех аграрных университетах - партнерах Российской Федерации и Украины, которая позволяет обеспечить возможности указанным университетам стран – партнеров в предоставлении образования, которое согласуется с меняющимися потребностям экономической обстановки.
Данная расширенная цель согласуется с реформой высшего образования в Российской Федерации и Украине и последующими изменениями в правовой и управляющей структуре образования. Существующие знания и опыт членов консорциума данного проекта будут проанализированы и использованы для успешной реализации проекта. Он объединит знания стран – партнеров России и Украины по сельскохозяйственным и экологическим проблемам, экономическому развитию с опытом европейских университетов в области передовых экологических наук и образовательных методик. Данное сотрудничество приведет к координации систем высшего образования стран – партнеров с европейскими и непосредственно обеспечит осуществление Болонского процесса в обеих странах – партнерах. Эти аспекты международной координации непосредственно представлены в планах институционного развития университетов – партнеров, а также в их будущих приоритетах. Особая цель проекта «Привести в соответствие с Болонской декларацией структуру трехступенчатых учебных планов и обучающие методики в университетах – партнерах Проекта в приоритетной дисциплине «экология». Данная цель очень важна в контексте модернизации университетов – партнеров и адаптации их образовательных возможностей к экономике стран, где данная реформа уже проведена. И как было представлено в разделе III.Ia предлагаемый проект ENAGRA также согласуется с приоритетами Темпуса, как региональными, так и стран – партнеров.
Достигнутые результаты:
Бакалавриат «Агроэкология» ССЫЛКА
Магистратура «Природообустройство и водопользование» ССЫЛКА
PhD «Экология» ССЫЛКА

![]() | ||
![]() |